8 Ноября 2024 года
Данная новость была прочитана 1054 раза

Передовая инженерная школа СПбПУ «Цифровой инжиниринг» успешно провела Открытый чемпионат Санкт-Петербурга по 3D-технологиям

5 по 7 ноября 2024 года на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) прошёл первый Открытый чемпионат Санкт-Петербурга по 3D-технологиям. Мероприятие было организовано Передовой инженерной школой СПбПУ «Цифровой инжиниринг» (ПИШ), соорганизатором выступила Ассоциация организаций и специалистов по инновациям в сфере образования при поддержке Правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К.Д. Ушинского.

Открытый чемпионат Санкт-Петербурга по 3D-технологиям направлен на объединение молодежи, педагогов и экспертов отрасли с целью развития образовательных технологий и креативных индустрий. Мероприятие позволило привлечь школьников к инженерному творчеству и осуществить их профессиональную ориентацию в сфере цифровых и 3D-технологий, а также обеспечить формирование метапредметных знаний, умений и навыков у участников.

Направления Чемпионата:

  • 3D-моделирование и прототипирование. Участники продемонстрировали свои навыки в создании трехмерных моделей с использованием различных программных средств и углубились в процесс прототипирования.
  • Цифровые технологии в креативных индустриях (номинация «Создание трехмерных объектов с помощью 3D-ручки»). Этот аспект включал в себя использование 3D-ручек для создания стереоскопических объектов, что является популярным методом среди молодежи и позволяет развивать креативное мышление.
  • Промышленный дизайн. Участники погрузились в мир дизайна продуктов, изучая, как сочетание функциональности и эстетики играет решающую роль в современном производстве.

Участниками Чемпионата стали команды из учеников с 5 по 11 классов образовательных учреждений Санкт-Петербурга. В процессе соревнований команды продемонстрировали свои навыки в 3D, погрузились в энергию инженерного творчества, научились чему-то новому и наладили круг общения единомышленников, будущих лидеров в 3D-технологиях.

В рамках деловой программы Открытого чемпионата Санкт-Петербурга по 3D-технологиям для педагогов была проведена стратегическая сессия по разработке модели вовлечения молодежи в инженерную деятельность, в которой приняли участие более 50 педагогов из школ Санкт-Петербурга. Также состоялись экспертные сессии и мастер-классы в области инновационных образовательных технологий, учебного оборудования и средств обучения от российских компаний.

В мероприятиях Чемпионата приняли участие педагоги из более 15 регионов РФ – региональные эксперты и ведущие педагоги основного и дополнительного образования в сфере информационных технологий, робототехники, учителя технологии, естественно-научного блока в школах и организациях дополнительного образования.

Всего на Чемпионате выступили 70 команд школьников (по 2 человека) из Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Общее количество участников Чемпионата: 138 школьников, 33 педагога – руководителей команд школьников; участников стратегической сессии, мастер-классов – 110 человек.

 

5 ноября 2024 года в Научно-исследовательском корпусе «Технополис Политех» СПбПУ состоялась торжественная церемония открытия Чемпионата Санкт-Петербурга по 3D-технологиям. С приветственными словами к участникам и гостям мероприятия обратились директор Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Сергей Салкуцан, проректор по методической работе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования им. К. Д. Ушинского Юлия Глаголева, президент Ассоциации организаций и специалистов по инновациям в сфере образования Роман Бондаренко.

 
  • «Я представляю Передовую инженерную школу Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, которая работает с ведущими компаниями не только нашей страны, но и мира. Одна из наших основных задач – это разработка новых технологий и продуктов. Многое из того, что сделали наши инженеры, вы можете увидеть на улицах, в небе, на воде, в Арктике и Антарктике.
  • Мы очень надеемся, что кто-то из вас через некоторое время попадет в наш коллектив и будет работать над тем, чтобы создавать новый мир. Всё, что мы с вами видим, создано инженерами. Чемпионат – это начало большого, сложного, но очень интересного пути инженера»,
    – выступил директор Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Сергей Салкуцан.

Проректор по методической работе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования им. К. Д. Ушинского Юлия Глаголева пожелала участникам соревнований удачи в испытаниях по 3D-технологиям и выразила уверенность в проведении интересных экспертных дискуссий педагогами:

  • «От имени Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени Константина Дмитриевича Ушинского желаю успехов участникам Чемпионата и их наставникам. Я уверена, что все удачно сложится для всех участников мероприятия! Надеюсь, что результаты продуктивного профессионального общения и знания о цифровых технологиях, полученные педагогами на мастер-классах, будут успешно применены ими в учебной деятельности в школах».

Президент Ассоциации организаций и специалистов по инновациям в сфере образования Роман Бондаренко поблагодарил организаторов и партнеров мероприятия, а также подчеркнул, что новый формат в виде чемпионата позволит в полной мере реализовать накопленный опыт совместных образовательных инициатив:

  • «Я уверен, что первый Открытый чемпионат Санкт-Петербурга по 3D-технологиям положит новое начало для развития инженерных кадров и поддержки талантливых учеников в этом формате. Желаю всем участникам удачи!»,
    – заключил Роман Валериевич.

После приветствий научный руководитель Ассоциации организаций и специалистов по инновациям в сфере образования Ольга Тихомирова огласила распорядок и регламент Чемпионата, открыв работу мероприятия.

 

Участники соревнований приступили к выполнению заданий, связанных с инженерной разработкой и проектированием объектов, созданием цифровой 3D-модели с помощью специального программного обеспечения, прототипов модели с использованием технологии 3D-печати, а также созданием трехмерных объектов с помощью 3D-ручки (творческое проектирование), промышленным дизайном.

Задание по направлению «3D-моделирование и прототипирование» включало разработку 3D-модели и создание прототипа наглядного учебного пособия с помощью технологий 3D-печати по предметным областям.

Важным аспектом задания является то, что участники не просто спроектировали и создали наглядное учебное пособие, но и объяснили как с его помощью можно обучать школьников на уроках.

Цель задания – сформировать знания, умения и навыки проектирования объектов, которые могут служить наглядными пособиям, средствами обучения для школьников, детей дошкольного возраста.

В процессе исполнения задания по направлению «Цифровые технологии в креативных индустриях» команды школьников создали трехмерный объект – наглядное учебное пособие с помощью 3D-ручки. Так как данное направление относится к инженерно-творческим, предметные области для создания с помощью 3D-ручки имеют гуманитарную направленность: создание трехмерной композиции структуры леса (география), строения цветка (биология), сердца человека (биология, анатомия). Задание направлено на углубление предметных знаний школьников, на формирование межпредметных знаний через моделирование и объемное рисование

 

На протяжении двух дней Чемпионата педагоги принимали участие в мастер-классах по инновационным решениям и современным образовательным технологиям. Основной темой мастер-классов стало применение ЗD/VR-технологий в учебном процессе. Представители образовательных организаций ознакомились с инновациями в сфере обучения и образования, цифровыми образовательными технологиями, учебным оборудованием и средствами обучения, которые разработаны российскими компаниями и обеспечены соответствующим учебно-методическим комплексом для внедрения в практическую деятельность педагогов основного и дополнительного образования. 

Мастер-классы прошли под руководством сотрудников Лаборатории «Промышленные системы потоковой обработки данных» ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг»: 3D моделлера Олеси Прохоровой и программиста Юлии Декановой, а также руководителя образовательного направления Varwin Education Александра Пикулева, педагога Центра развития детей и юношества «Диалог» Ларисы Гуровой и специалистов официального производителя компьютерного оборудования для государственного и потребительского сектора, официального и эксклюзивного поставщика в России аддитивного оборудования под брендом Flying Bear ООО «Краун Рус»: руководителя направления 3D Максима Мельникова и менеджера по работе с ключевыми клиентами Алексея Волхонского.

 

Главным событием деловой программы первого дня Чемпионата стала

  • стратегическая сессия по разработке модели вовлечения молодежи в инженерную деятельность,

которая прошла в три такта: установочный доклад вице-губернатора Санкт-Петербурга Ирины Потехиной, сессия по рабочим группам и пленарная сессия по результатам групповой работы. Экспертное обсуждение затронуло широкий спектр вопросов инженерного образования, включающий определение предметных областей в рамках основной образовательной программы, организацию работ по инженерной подготовке в школе и необходимые подходы, компетенции и мотивацию педагогов.

Цель сессии – формирование предварительных представлений о возможных дисциплинах и форматах подготовки обучающихся в рамках мероприятий по вовлечению школьников и студентов колледжей в инженерную деятельность.

Участниками стратегической сессии по разработке модели вовлечения молодежи в инженерную деятельность стали педагогические кадры и работники образовательных организаций, представители Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, приглашенные эксперты в сфере образования, профессиональной ориентации и подготовки школьников, а также представители Администрации Санкт-Петербурга.  В числе участников – вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина, начальник аппарата вице-губернатора Санкт-Петербурга Инна Черноскутова, директор Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Сергей Салкуцан, проректор по методической работе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования им. К. Д. Ушинского Юлия Глаголева, проректор по академическому взаимодействию Санкт-Петербургской  академии постдипломного педагогического образования им. К. Д. Ушинского Даниил Брезгунов, президент Ассоциации организаций и специалистов по инновациям в сфере образования Роман Бондаренко.

Модератором мероприятия выступил заместитель директора Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Павел Козловский. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина представила установочный доклад, определивший основные цели, задачи и направления дискуссии.

  • «Сегодня кадровый дефицит инженеров составляет 600 тысяч. В рамках цифр, обозначенных Президентом России в одном из последних выступлений, стоит задача по подготовке 3 млн. квалифицированных рабочих и специалистов к 2030 году для закрытия нужд промышленного сектора.
  • Таким образом, две трети наших выпускников должны быть так или иначе связаны с предметами естественно-научного профиля. Для того чтобы решить такую масштабную задачу, предлагаю рассмотреть её в контексте четырех подзадач: материально-техническая база, содержание образовательных программ, педагогические кадры и управленческие решения»,
    – подчеркнула Ирина Петровна.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина рассказала о масштабном проекте по оснащению 600 городских школ лабораториями, предпрофессиональными классами и особо отметила открытие первого образовательного полигона в Санкт-Петербурге на базе Колледжа автоматизации производства и молодежное конструкторское бюро, создаваемое на полигоне при участии ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг».

Спикер подчеркнула важность выявления детей, одаренных по части ремесленного труда, для подготовки квалифицированных рабочих специалистов, без которых невозможно эффективное воплощение инженерной мысли «в железе». Ирина Петровна обратила внимание аудитории на необходимость расширения кругозора действующих педагогов по предметам естественно-научного профиля для того, чтобы учителя имели представление о достижениях современной науки и темпах её развития, а также более подробно ознакомились с инфраструктурой современных производственных предприятий и университетов.

  • «Наша цель – оснастить все школы города лабораториями для проведения экспериментов по физике, химии и биологии. Мы стремимся к тому, чтобы привлечь в лаборатории не только учеников, но и педагогов, которые понимают, как включить работу с современным оборудованием в основной учебный процесс или вести занятия, используя его в рамках дополнительного образования. Кружки технического творчества должны быть в каждой школе.
  • Сейчас мы наблюдаем, что статистика по количеству выпускников, сдающих ЕГЭ по физике в Санкт-Петербурге, отличается от общих тенденций по стране. У нас их число растет на 1-2% в год. Это свидетельствует о том, что мы двигаемся в правильном направлении»,
    – подвела итог вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина.

В процессе обсуждения установочного доклада Ирина Петровна заключила, что Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого выступает для школ и колледжей в роли интегрального заказчика, который имеет значительное количество индустриальных партнёров и глубоко погружен в актуальную научно-образовательную повестку.

Далее участники мероприятия приступили к групповой работе и сосредоточились на определении итогового портрета выпускника, вовлеченного в инженерную деятельность, а также подробно обсудили форматы обучения и дисциплины, необходимые для его подготовки. Педагоги представили основные тезисы групповой работы на пленарной сессии, завершившей стратегическую сессию по разработке модели вовлечения молодежи в инженерную деятельность.

 

6 ноября 2024 года участники Чемпионата закончили подготовку соревновательных заданий и представили результаты работы экспертной комиссии. В состав комиссии вошли представители Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого, в том числе Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», Ассоциации организаций и специалистов по инновациям в сфере образования, студенты Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и педагоги ГБОУ СОШ № 547 Красносельского района Санкт-Петербурга.

 

После защиты проектов школьники посетили с экскурсией Суперкомпьютерный центр «Политехнический», который обладает самым мощным вычислительным потенциалом в системе Минобрнауки России, оценили новое пространство лаборатории «Полимерные композиционные материалы», открытое летом 2024 года, и стали гостями опытно-конструкторского бюро Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», где ведутся инновационные разработки БПЛА и боевых роботов с использованием современных  технологий системного цифрового инжиниринга.

Далее участников чемпионата ждала культурно-экскурсионная программа по Санкт-Петербургу с посещением Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и Петропавловской крепости.

Педагоги продолжили работу в рамках мастер-классов и экспертной сессии по развитию проекта «Инженеры будущего: 3D технологии», посвященной вопросам совершенствования системы профессионального наставничества, профессиональной ориентации школьников, вовлечения школьников в инженерную деятельность, начальной профессиональной подготовки обучающихся 9-11 классов с возможностью трудоустройства и проведения мероприятий в 2024-2025 учебном году.

Результаты дискуссий на мероприятиях деловой программы Чемпионата станут основой для построения системного взаимодействия всех участников процесса трансформации инженерного образования в России. Навыки, знания и опыт, полученные педагогами на мастер-классах, будут интегрированы в учебный процесс и масштабированы в их учебных заведениях.

 

В заключительный день Открытого чемпионата Санкт-Петербурга по 3D-технологиям состоялась церемония награждения победителей и призеров. Победители и призеры были определены в трех возрастных категориях по соревновательным направлениям. Всего 12 победителей и 24 призера среди школьников Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

 

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина и ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, председатель Санкт-Петербургского отделения РАН Андрей Рудской вручили награды по направлению «Цифровые технологии в креативных индустриях» и поздравили участников.

  • «Стране нужен инженерный спецназ!  Это те специалисты, которые способны к прорывным разработкам. Они создают новые материалы, технологии и лучшие в мире высокотехнологичные изделия. Более 10 лет совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого и его ректором Андреем Ивановичем Рудским мы помогаем ребятам из Санкт-Петербурга становиться тем самым инженерным спецназом, продвигающим вперед российскую науку и промышленность.
  • Я полагаю, что молодые люди, которые здесь сегодня собрались, это те самые будущие инженерные спецназовцы, на которых надеется страна»,
    – заключила Ирина Петровна.

Ректор Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого, председатель Санкт-Петербургского отделения Российской академии наук Андрей Рудской выступил перед участниками и гостями Чемпионата:

  • «Сейчас очень важно, чтобы вы выбрали правильный путь еще в школьном возрасте. Инженерный спецназ, безусловно, необходим нашей стране. Но с другой стороны, именно на наш век выпадает эра новых открытий в медицине, инженерии, космонавтике. Следовательно, кем бы вы ни стали, цифровые технологии и современные цифровые инструменты, которые вы сейчас осваиваете, позволят быстрее, ярче и разнообразней воплотить в жизнь ваши идеи в любой сфере деятельности. Мы вами гордимся и верим, что в будущем вы займёте достойные места в университетах Санкт-Петербурга. Поздравляю победителей, призёров и благодарю всех за участие!».
 

Проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Алексей Боровков и проректор по академическому взаимодействию Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования им. К.Д. Ушинского Даниил Брезгунов наградили победителей и призеров по направлению «3D-моделирование и прототипирование».

Проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Алексей Боровков обратился к участникам Чемпионата:

  • «Дорогие участники! Перед вами открыты современные цифровые технологии, цифровое проектирование и моделирование, аддитивные технологии, которые будут сопровождать вас всю жизнь. Материальный мир объектов, машин и сооружений, окружающий нас, можно усовершенствовать с помощью цифрового моделирования и проектирования, качественно улучшив характеристики объектов по основным параметрам и превзойдя зарубежные аналоги. Это долгий путь, который вам предстоит пройти с помощью цифровых технологий для достижения технологического лидерства нашей страны. Чемпионат по 3D-технологиям, проведенный при поддержке Администрации Санкт-Петербурга, выступает важным этапом вашего развития»,
    – подчеркнул Алексей Иванович.

Проректор по академическому взаимодействию Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования им. К. Д. Ушинского Даниил Брезгунов присоединился к поздравлениям и отметил важную роль педагогов-наставников в развитии инженерного образования.

 

Президент Ассоциации организаций и специалистов по инновациям в сфере образования Роман Бондаренко и директор Центра дополнительного профессионального образования ПИШ СПбПУ Сергей Салкуцан поблагодарили за участие в Чемпионате и вручили подарок от Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» единственной команде, представленной по направлению «Промышленный дизайн».

Президент Ассоциации организаций и специалистов по инновациям в сфере образования Роман Бондаренко выступил с заключительной речью об итогах Открытого чемпионата Санкт-Петербурга по 3D-технологиям:

  • «Мы, команда Комитета всероссийской олимпиады по 3D-технологиям, приняли решение, что победители Чемпионата Санкт-Петербурга по 3D-технологиям без дополнительных отборочных мероприятий попадают в финал в 2025 году.
  • И второе решение, которое было принято, заключается в том, что пять лучших проектов, которые сегодня мы увидели, получат продолжение. Эти проекты будут методически доработаны для того, чтобы они могли использоваться в школах города».
 
Список победителей и призеров Открытого чемпионата Санкт-Петербурга по 3D-технологиям по направлениям

3D-моделирование и прототипирование

возрастная категория 5-6 класс

Победители:

  • Агаев Артём Самирович, Черентаев Александр Сергеевич,

МБОУ СОШ №1 г. Тосно с углубленным изучением отдельных предметов.

Призеры 2 место:

  • Лобов Кирилл Максимович, Жирнов Алексей Борисович,

ГБОУ лицей № 344 Невского района Санкт-Петербурга.

Призеры 3 место:

  • Астафьев Александр Русланович, Кистерный Платон Анатольевич

ГБОУ школа № 100 Калининского района.

возрастная категория 7-8 класс

Победители:

  • Подъянов Антон Денисович, Васильев Михаил,

ГБОУ СОШ № 31 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района.

Призеры 2 место:

  • Захаров Алексей Николаевич, Грищенко Петр Иванович,

ЧОУ ОиДО «Лаборатория непрерывного математического образования».

Призеры 3 место:

  • Колосов Матвей Антонович, Беседа Артемий Денисович,

ГБОУ СОШ № 547 Красносельского района Санкт-Петербурга.

возрастная категория 9-11 класс

Победители:

  • Садкин Даниил Кириллович, Бойков Евгений Алексеевич,

Лицей № 369.

Призеры 2 место:

  • Курников Иван Андреевич, Геращенко Софья Стэфановна,

ГБОУ СОШ № 255 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

Призеры 3 место:

  • Мохов Алексей Александрович, Спасский Станислав Александрович,

ГБОУ СОШ № 547 Красносельского района Санкт-Петербурга.

Цифровые технологии в креативных индустриях (номинация «Создание трехмерных объектов с помощью 3D-ручки»)

возрастная категория 5-6 классы

Победители:

  • Адмакина Милолика Даниловна, Вьюгина Екатерина Александровна,

ГБОУ лицей № 144 Калининского района Санкт-Петербурга.

Призеры 2 место:

  • Каштанова Екатерина Арсеньевна, Суворова Ирина Владимировна,

Вторая Санкт-Петербургская Гимназия.

Призеры 3 место:

  • Лизаров Константин Сергеевич, Трухин Павел Александрович,

ГБОУ СОШ № 501 с углубленным изучением предмета информатики и ИКТ Кировского района Санкт-Петербурга.

возрастная категория 7-8 классы

Победители:

  • Емельянов Платон Андреевич, Тельманова Мария Дмитриевна,

МБОУ СОШ №10 г. Выборг, Ленинградская область.

Призеры 2 место:

  • Буфетова Ирина Сергеевна, Сиротова Ксения Сергеевна,

ГБОУ лицей № 144 Калининского района Санкт-Петербурга.

Призеры 3 место:

  • Бабушкина Марина Михайловна, Коновалова Злата Андреевна,

Вторая Санкт-Петербургская Гимназия.

возрастная категория 9-11 классы

Победители:

  • Дубинкина Софья Евгеньевна, Новикова Таисия Ивановна,

ГБОУ СОШ №255 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

Призеры 2 место:

  • Лавров Петр Александрович, Фомина Екатерина Александровна,

ГБОУ школа № 425 Кронштадтского района Санкт-Петербурга.

Призеры 3 место:

  • Иванова Екатерина Дмитриевна, Фильченко Алиса Павловна,

ГБОУ лицей № 144 Калининского района Санкт-Петербурга.


Авторы проектов, выбранных для методической доработки и дальнейшей реализации в школах:

  • Дубинкина Софья Евгеньевна, Новикова Таисия Ивановна,

ГБОУ СОШ №255 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга;

  • Адмакина Милолика Даниловна, Вьюгина Екатерина Александровна,

ГБОУ лицей № 144 Калининского района Санкт-Петербурга;

  • Подъянов Антон Денисович, Васильев Михаил,

ГБОУ СОШ № 31 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района;

  • Садкин Даниил Кириллович, Бойков Евгений Алексеевич,

Лицей № 369;

  • Захаров Алексей Николаевич, Грищенко Петр Иванович,

ЧОУ ОиДО «Лаборатория непрерывного математического образования».

Открытый чемпионат Санкт-Петербурга по 3D-технологиям состоялся впервые и имел профориентационный практико-ориентированный характер для осуществления осознанного выбора школьниками будущей профессии и формирования образовательной траектории. Участники погрузились в мир высоких технологий, в котором самостоятельно решали задачи и выполняли задания экспертов по разным направлениям. Молодые люди получили новые знания и опыт в сфере передовых цифровых технологий, а также почувствовали себя частью инженерного сообщества в одном из старейших технических вузов Санкт-Петербурга.

Часть фотографий и видео предоставлена
Ассоциацией организаций и специалистов по инновациям в сфере образования. ​