13 Декабря 2021 года
Данная новость была прочитана 2456 раз

ВУЗПРОМЭКСПО: участники панельной дискуссии рассмотрели вопросы цифровой трансформации промышленности, бизнеса и образования

9 декабря 2021 года в ходе VIII Ежегодной национальной выставки «ВУЗПРОМЭКСПО» состоялась панельная дискуссия «Цифровой вызов»: векторы цифровой трансформации», в фокусе которой оказались вопросы цифровой трансформации промышленности, бизнеса и образования.

Ежегодная национальная выставка «ВУЗПРОМЭКСПО» – ключевое мероприятие Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, проводимое с целью демонстрации достижений российской науки и построения эффективных коммуникаций между научно-образовательным сообществом, государством и бизнесом.

В ходе «ВУЗПРОМЭКСПО-2021» состоялось стратегическое обсуждение по всем направлениям развития российской науки и российской высшей школы. Были подведены итоги исполнения национального проекта «Наука», представлены алгоритмы запуска обновленного национального проекта «Наука и университеты» и входящих в него федеральных проектов, рассмотрены процессы цифровой трансформации российского образования и науки, определены векторы нового уровня взаимной интеграции и сотрудничества научно-образовательных организаций и бизнеса.

Спикеры панельной дискуссии «Цифровой вызов»: векторы цифровой трансформации»
  • Алексей Боровков, проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), руководитель Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ;
  • Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета (АГУ);
  • Виктор Рулевский, ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР);
  • Олег Баулин, ректор Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ);
  • Дмитрий Земцов, проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).

Открывая дискуссию, проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), руководитель Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Алексей Боровков подробно рассказал о процессе подготовки и утверждении национального стандарта ГОСТ Р 57700.37–2021 «Компьютерные модели и моделирование. ЦИФРОВЫЕ ДВОЙНИКИ ИЗДЕЛИЙ. Общие положения».

Так, Алексей Иванович подчеркнул, что окончательная редакция стандарта была одобрена на заседании ТК 700 12 августа 2021 года и утверждена приказом Росстандарта № 979-ст 16 сентября 2021 года. Важно отметить, что стандарт вводится в действие с 1 января 2022 года.

Спикер отметил, что стандарт содержит 16 страниц, в рамках которых отображены термины и определения: 27 терминов всего, из них – 16 терминов заимствованы из смежных по тематике ГОСТ, 11 терминов вводятся впервые, среди которых: «адекватность модели», «валидация модели изделия», «валидация программного обеспечения компьютерного моделирования», «верификация программного обеспечения компьютерного моделирования», «многоуровневая система требований», «сертификация программного обеспечения компьютерного моделирования», «цифровая модель изделия», «цифровой двойник изделия», «цифровые (виртуальные) испытания», «цифровой (виртуальный) испытательный стенд» и «цифровой (виртуальный) испытательный полигон».

В ходе выступления Алексей Боровков подробно представил соотношение понятий «математическая модель», «компьютерная модель» и «цифровая модель» в рамках ГОСТ Р «Компьютерные модели и моделирование. ЦИФРОВЫЕ ДВОЙНИКИ ИЗДЕЛИЙ. Общие положения»: «Цифровая модель изделия представляет собой систему математических и компьютерных моделей, а также электронных документов изделия, описывающую структуру, функциональность и поведение вновь разрабатываемого или эксплуатируемого изделия на различных стадиях жизненного цикла, для которой на основании результатов цифровых и (или) иных испытаний по ГОСТ 16504 выполнена оценка соответствия предъявляемым к изделию требованиям».

Спикер рассмотрел процесс разработки и применения цифровых двойников (ЦД) на стадиях жизненного цикла: разработка (ЦД-Р), производство (ЦД-П) и эксплуатация (ЦД-Э), а также отметил, что разработка многоуровневой матрицы требований, целевых показателей и ресурсных ограничений – ключевой процесс при создании цифрового двойника изделия. «Процесс формирования матрицы требований, балансировки требований, целевых показателей и ресурсных ограничений похож на процесс решения самой популярной головоломки тысячелетия кубика Рубика. Зная один из алгоритмов сборки кубика Рубика, можно быстро собрать головоломку из любого состояния. Решение промышленных задач-вызовов также требует применения множества алгоритмов и уникальных подходов», – подчеркнул Алексей Иванович.

Кроме того, Алексей Боровков рассказал о снижении объемов испытаний за счет проведения достаточного количества цифровых испытаний. Спикер отметил, что разработка цифрового двойника может осуществляться как для разрабатываемых изделий (еще не созданных), так и для изделий, ранее спроектированных и (или) уже эксплуатируемых.

На площадке мероприятия ключевые спикеры поделились опытом внедрения цифровых инструментов и информационных технологий для развития компании, отрасли, региона. Ключевым вопросом дискуссии стала подготовка ИT-кадров и развитие кадрового потенциала цифровой экономики.

Ректор Астраханского государственного университета (АГУ) Константин Маркелов рассказал коллегам о цифровизации в университете: как вуз налаживает работу по притоку новых знаний и смыслов из различных сфер в университетскую среду, как стимулирует носителей знаний передавать их молодому поколению и вдохновлять молодёжь на включение в цифровую экономику России, а также, как Астраханский госуниверситет взаимодействует с реальным сектором экономики.

«Астраханский госуниверситет единственный педагогический вуз в регионе, в котором около 40 % студентов учителя. Сегодня мы активно внедряем в образовательную программу новые направления: педагоги должны уметь применять современные цифровые технологии и использовать их на уроках, тем самым вовлекать в образовательный процесс школьников», – сказал ректор.

Вместе с тем ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Виктор Рулевский подчеркнул, что для решения проблемы по набору студентов на технические направления необходимо актуализировать образовательные программы, создавать предуниверсарии, мотивировать школьников, а в процессе обучения – формировать новые компетенции у студентов: «Конечно, есть задача удержания талантливых ребят, которые выступают движущей силой для развития региона. Для этого сегодня на межуниверситетском уровне в рамках Большого университета Томска мы создаем экосистему, чтобы выпускники генерировали идеи и создавали собственный наукоемкой бизнес. Но и с теми выпускниками, кто уезжает, мы выстраиваем партнёрские экономические и академические связи».

Проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Дмитрий Земцов рассказал, как заинтересовать абитуриентов поступать на ИT-специальности и как удержать выпускников в российской экономике: «Для сильных российских университетов уже стало нормой включение ИТ-компаний в разработку и реализацию профильных образовательных программ. При этом роль университета не может ограничиваться подготовкой кадров для уже существующего рынка. Подготовка по отраслевым стандартам должна дополняться пространством свободной самоорганизации, проб и ошибок: хакатонами, стартап-студиями, точками кипения».

В завершение встречи участники обсудили тренды и возможности применения технологий виртуальной и дополненной реальностей, а также подвели итоги мероприятия и обозначили ключевые вопросы для следующих дискуссий.